виды гос номеров на авто
Автомобильные номерные знаки (или просто номера) представляют собой средства для регистрации автомобиля, мотоцикла, техники специального назначения, прицепа или иного ТС на территории Российской Федерации и выглядят, как специальные знаки, состоящие из буквенных и цифровых символов, нанесенных, как правило, на металлическую пластину (хотя бывают и исключения) или на само ТС.
Номерной знак по правилам должен быть установлен на передней и задней частях транспортного средства. Исключениями являются лишь мотоциклы и прицепы, у которых номер должен быть только сзади.
Формат номерных знаков
Большинство используемых сейчас в нашей стране номерных знаков выполнены по стандарту 1993 года (ГОСТ Р 50577-93). Небольшие отклонения от этого стандарта имеют регистрационные номера, принадлежащие маршрутным ТС, ТС Министерства обороны, МВД и МИД, а также номера прицепов, мотоциклов и техники, работающей в строительстве.
Региональные коды регистрационных номерных знаков
Согласно ПДД все ТС должны быть соответствующим образом зарегистрированы. Для каждого субъекта РФ (области, края, республики, а также Москва и Санкт-Петербург) существует свой числовой код, который является общим для всех транспортных средств, поставленных на учет в пределах данного субъекта. Количество комплектов номеров, которое может иметь определенный регион, ограничено и составляет, согласно ГОСТу, чуть более 1,726 миллиона штук. Номеров, состоящих только из цифры «0» не существует.
В первые годы после введения новых номеров для обозначения регионов использовались только числа от 01 до 89 (именно такое количество субъектов было в России на начало 1993 года), но с каждым годом количество поставленных на учет ТС увеличивалось, и номеров с возможными комбинациями букв и цифр стало не хватать. Чтобы «заткнуть эту брешь», с 1998 года начали использовать числа, которые начинались на «9», но и они вскоре закончились. В 2005 году в ход пошли трехзначные индексы регионов.
После начала действия нового ГОСТа регистрационные знаки старого образца не выводились из обращения, и до сих пор на дорогах можно встретить автомобили с номерами советского времени. Это белые номерные знаки, содержащие в себе 3 буквы и 4 цифры (образцы 1980 года) и черные номера с 4-мя цифрами и 3-мя буквами (1958 год).
Типы номерных знаков РФ
Регистрационные знаки ТС. Как уже отмечалось, новый ГОСТ начал действовать с 1993 года и предполагал формат номерного знака, содержащий букву, 3 цифры, затем – еще 2 буквы и код региона. Через год на номере появились еще российский флаг и надпись «RUS» (правда, номера образца 1994 года в некоторых регионах начали выдавать лишь с наступлением 2000-х годов).
До середины 2008 года номерной знак, принадлежащий грузовому или автобусному транспорту, в обязательном порядке должен был быть продублирован на задней части ТС крупными буквами и цифрами. В данное время это требование не является обязательным.
Регистрационные знаки, выдаваемые прицепам. Формат такого номера – 2 буквы и далее 4 цифры. Так же, как и у грузовиков, до середины 2008 года обязательным было дублирование номерного знака на заднем борту прицепа, но сейчас это правило отменено.
Номерные знаки регистрации мотоциклов, мопедов, мотороллеров и мотонарт. Должен быть изготовлен из квадратной пластины со светоотражающими свойствами, на которую в верхней строке наносятся 4 цифры, а в нижней – 2 буквы. Кроме того, внизу справа ставится код региона, а чуть повыше – сокращенное название нашей страны в английском варианте (RUS).
Номерные знаки регистрации тракторов и их прицепов, а также другой сельскохозяйственной, дорожно-строительной и самоходной техники. Формат номера практически не отличается от предыдущего пункта (мотоциклы): светоотражающий квадрат с нанесенными на него 4-мя цифрами (в верхней строке), 2-мя буквами (в нижней строке) и индексом региона в правом нижнем углу.
Современный формат пришел на смену старым транзитным номерам. Эти номерные знаки квадратной формы, выполненные из бумаги, размещались под лобовым и задним стеклами ТС. Старые транзитные номерные знаки пришлось заменить, так как они были «не видны» для внедренных в широкое обращение камер с автоматической фиксацией нарушений. Да и тонировка стекол также делала такой номер хуже читаемым.
Номерной знак ТС, безвозвратно выезжающих за границы РФ. Данные регистрационные знаки предназначены для автомобилей, которые экспортируются из России. Формат номерного знака – 2 буквы и далее 3 цифры, а в левой части номера ставится буква «Т».
Номерные знаки регистрации ТС, принадлежащих МВД России. Стандарт такого номера появился в 2002 году. Номер имеет синий фон, а на него белым цветом наносятся:
В правой части регистрационного номерного знака, как и у обычных ТС, ставится индекс региона постановки на учет. Исключение составляет лишь транспорт, принадлежащий непосредственно Министерству внутренних дел: их индекс – 77.
Регистрационные номерные знаки, принадлежащие транспорту иностранных дипломатических и торговых миссий. Символы наносятся белым цветом, фон знака – красный. Основной смысл такого номерного знака заключен в трех цифрах, которые соответствуют коду государства по специальной классификации, и последующей одной или двух английских буквах. Расшифровывается буквенная часть следующим образом:
Номерные знаки для регистрации ТС, принадлежащих войсковым частям или другим формированиям органов исполнительной власти РФ федерального уровня. Номера для описываемых транспортных средств не отражают свет, имеют черный фон и белые буквы и цифры. Для легковых и грузовых автомобилей формат следующий: 4 цифры и далее 2 буквы, формат регистрационных знаков для мотоциклов, прицепов и другой специальной техники аналогичен соответствующим гражданским транспортным средствам.
Что касается индекса, который наносится в правой части номерного знака, то он не совпадает с таблицей кодов российских регионов. Число, написанное на месте номера региона, означает принадлежность транспорта к конкретному российскому военному округу, роду вооруженных сил или органу власти федерального уровня, в котором предусмотрена военная служба.
Госномера нового образца: как выглядят и что изменилось
Новый ГОСТ для номерных знаков для ряда транспортных средств вступил в силу 4 августа 2020 года. Нововведение должно было заработать еще раньше, но в Госавтоинспекции рассказали, что на складах скопилось слишком много номерных знаков старого образца, которые нужно распределить между новыми автовладельцами. В итоге национальный стандарт ГОСТ Р 50577–2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» с изменением № 1 был перенесен приказом Росстандарта от 23 июля 2019 г. с правом досрочного применения.
Как уточнили в МВД России, в первую очередь изменение коснется владельцев автомобилей, произведенных в США и Японии. До этого момента площадки для крепления знаков на этих машинах не совпадали с российскими стандартами. Также важны для владельцев моделей мотоциклов, имеющих нестандартные места для установки знаков.
Также, как уточнили в Росстандарте, такие номера будут использовать для мопедов, ретро-мобилей и транспорта, не предназначенного для движения по дорогам общего пользования.
Как объяснили Autonews.ru в Росстандарте, при изготовлении новых квадратных номеров сохранены без изменений шрифты государственных регистрационных знаков, структура и габаритные размеры основных типов регистрационных знаков. Но есть и значительные изменения. В их числе:
Для изготовления знаков владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в соответствующую организацию. Изготовить их могут только организации, имеющие свидетельство об утверждении изготовленного образца данных типов государственных регистрационных знаков транспортных средств. В ГИБДД водитель получит набор букв и цифр, а саму рамку будет делать за свой счет. Таким образом, исчезнет и госпошлина за изготовление номерных знаков.
Если транспортное средство не относится ко всем вышеперечисленным категориям, то устанавливать квадратных знаки на него будет нельзя. Согласно ч.1 ст. 12.2, управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Автомобильные номера России
Автомобильные номера России стандарта 1993 года | |
---|---|
белый, красный, жёлтый, синий,
чёрный
белый
Автомобильные номера Российской Федерации — металлические пластины, которые устанавливаются на транспортное средство при его регистрации в ГИБДД. Текущий стандарт автомобильных номеров в стране выдаётся с 1993 года.
Содержание
Формат
Текущий стандарт автомобильных номеров России предусматривает для использования на них 12 букв (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х), а также букву D для дипломатических номеров. В правой части номера расположен регион — цифровое обозначение субъекта регистрации транспортного средства.
Модификация 2018 года
Новый ГОСТ Р 50577-2018 ввёл десять новых типов регистрационных знаков. В нём утверждены номера для американских и японских автомобилей с нестандартным для России размером. Такой номер можно использовать только сзади. Тип получил номер 1А, заменив выведенный из обращения тип номеров для высшего руководства страны (с флагом вместо региона).
Также в ГОСТ Р 50577-2018 выделены отдельные категории номеров для раритетов (выделят литерой «К») и транспорта для профессионального автоспорта (пометят литерой «С»).
ГОСТ Р 50577-2018 снял запрет на сверление отверстий в знаке. И убрал заводские отверстия в номере. Отверстия в пластине не должны затрагивать символы, код RUS и флаг. На номерных знаках появится уникальный 12-значный код изготовителя.
Список регионов на номерах России
В России 85 субъектов, но регионов на номерах гораздо больше: ёмкость комбинаций внутри региона составляет 1 726 272, однако крупным городам и регионам этого не хватает.
Список регионов на гражданских номерах России
Код ГИБДД-ГАИ | Регион | Федеральный округ | Код до 1993 года |
---|---|---|---|
01 | Южный | (КК, ЦП, ЦВ), АФ | |
02, 102, 702 | Приволжский | БА, БШ, ББ | |
03 | Сибирский | БУ | |
04 | Сибирский | (АБ, АЛ), ГЛ, ГЯ | |
05 | Северо-Кавказский | ДА | |
06 | Северо-Кавказский | ЧИ | |
07 | Северо-Кавказский | КБ | |
08 | Южный | КЦ | |
09 | Северо-Кавказский | (СС, СТ) | |
10 | Северо-Западный | КС | |
11 | Северо-Западный | КМ | |
12 | Приволжский | МС | |
13, 113 | Приволжский | МР | |
14 | Дальневосточный | ЯК | |
15 | Северо-Кавказский | СЕ | |
16, 116, 716 | Приволжский | ТБ, ТТ | |
17 | Сибирский | ТВ | |
18 | Приволжский | УД | |
19 | Сибирский | (КЭ, КЯ), ХГ | |
21, 121 | Приволжский | ЧУ | |
22, 122 | Сибирский | АБ, АЛ | |
23, 93, 123, 193 | Южный | КК, ЦП, ЦВ, СО | |
24, 84, 88, 124 | Сибирский | КЭ, КЯ | |
25, 125 | Дальневосточный | ПК, ПР | |
26, 126 | Северо-Кавказский | СС, СТ | |
27 | Дальневосточный | ХБ | |
28 | Дальневосточный | АМ | |
29 | Северо-Западный | АХ | |
30 | Южный | АС | |
31 | Центральный | БЕ | |
32 | Центральный | БР | |
33 | Центральный | ВЛ | |
34, 134 | Южный | ВД, ВХ | |
35 | Северо-Западный | ВО | |
36, 136 | Воронежская область>> | Центральный | ВВ |
37 | Центральный | ИВ | |
38, 85, 138 | Сибирский | ИР | |
39, 91 | Калининградская область | Северо-Западный | КЛ, АО, ЕЕ |
40 | Центральный | КЖ | |
41, 82 | Дальневосточный | КЧ | |
42, 142 | Сибирский | КЕ, ЦХ | |
43 | Приволжский | КВ | |
44 | Центральный | КО | |
45 | Уральский | КН | |
46 | Центральный | КУ | |
47, 147 | Северо-Западный | ЛО, ЛГ, СР | |
48 | Центральный | ЛП | |
49 | Дальневосточный | МА | |
50, 90, 150, 190, 750 | Центральный | МЕ, МЖ, МЗ, МЛ | |
51 | Северо-Западный | МУ | |
52, 152 | Приволжский | ГО | |
53 | Северо-Западный | НО | |
54, 154 | Сибирский | НБ, НС | |
55 | Сибирский | ОМ | |
56 | Приволжский | ОБ | |
57 | Центральный | ОР | |
58 | Приволжский | ПЕ | |
59, 81, 159 | Приволжский | ПМ, ПТ | |
60 | Северо-Западный | ПС | |
61, 161, 761 | Южный | РД, РО, РП | |
62 | Центральный | РЯ | |
63, 163, 763 | Приволжский | КШ, УК, РТ(М), ЕН(К) | |
64, 164 | Приволжский | СА, СЖ | |
65 | Дальневосточный | СХ | |
66, 96, 196 | Уральский | СВ, СФ | |
67 | Центральный | СМ | |
68 | Центральный | ТА | |
69 | Центральный | КА | |
70 | Сибирский | ТО | |
71 | Центральный | ТУ, ТЛ | |
72 | Уральский | ТЮ, ТМ | |
73, 173 | Приволжский | УЛ | |
74, 174, 774 | Уральский | ЧБ, ЧД, ЧЕ | |
75, 80 | Сибирский | ЧТ | |
76 | Центральный | ЯР | |
77, 97, 99, 177,197, 199, 777, 799, 797 | Центральный | МО, МК, ММ, МН, МТ | |
78, 98, 178, 198 | Северо-Западный | ЛД, ЛЕ, ЛГ, СР, ЕС | |
79 | Дальневосточный | (ХБ), ЕЯ | |
82 | Южный | КР, ЦС | |
83 | Северо-Западный | (АХ) | |
86, 186 | Уральский | (ТЮ, ТМ) | |
87 | Дальневосточный | (МА), ЧА | |
89 | Уральский | (ТЮ, ТМ) | |
92 | Южный | (КР, ЦС) | |
94 | Байконур | Город федерального значения | (КЗ) |
95 | Северо-Кавказский | ЧИ | |
Примечания: Даты введения кода: Из первой сотни кодов регионов не использованы только 20 (аннулирован) и 91 (кроме специальных транзитных). Кроме того, остаются коды ныне не существующих субъектов федерации, номерные знаки с которыми не выдаются: 80, 81, 84, 85 и 88. Общероссийская выдача номеров с кодом 82До 1 июля 2007 года код 82 был закреплён за Корякским автономным округом, но после образования Камчатского края выдача номеров с данным кодом была прекращена. Регион был малонаселённым и с 1994 года там успели выдать не так много номеров, поэтому после присоединения к Российской Федерации в 2014 году Республики Крым код 82 было решено закрепить за последней. До 2016 года номера с кодом 82 выдавались исключительно в Крыму, но из-за дефицита номеров в некоторых регионах, в них начали выдавать серии номеров с крымским кодом 82. По состоянию на март 2017 года номера типа 1 с кодом 82 выдавались или выдаются в следующих регионах:
|